Как вязать арматуру для фундамента

Вопрос о том, как правильно вязать арматуру для фундамента, неспроста будоражит умы всех, кто всерьез, ответственно занимается строительством. Именно базисная часть строения перманентно подвергается наибольшим негативным влияниям: перепадам температур, движению почвенных масс, колоссальным нагрузкам, воздействию влаги. Основание заведомо плохого качества не позволит даже самому надежному дому простоять долго. Грамотно произведенный арматурный каркас сохраняет пространственную форму основания строения при бетонировании и продлевает срок комфортного пребывания в доме.

как вязать арматуру для фундамента

Опытные профессионалы советуют не прибегать к сварному способу обустройства каркасов классических железобетонных конструкций. Так происходит дезорганизация кристаллов стали. Однако каркасы забивных железобетонных свай производятся именно путем сварки – так предписывает ГОСТ, чему следует большинство производств. Важно не только изначально закупать высококачественные материалы, но и сохранять их качественные характеристики при обработке. Реализация возможна путем вязки.

Монолитный базис в частном загородном домостроении

В основе любого монолита два компонента:

  • бетонная смесь;
  • металлический скелет.

И если первый материал нашел применение еще во времена древних римлян и находился под практически каждым важным объектом, то второй стал неотъемлимой частью конструкции только порядка двух веков назад.

Монолитный базис составляет минимум 30% от общей сметы строительства здания. До сравнительно недавних пор никто не задумывался о возможности экономить на этом этапе. Из плюсов представлены были:

  • простота конструктивного исполнения в технологическом плане;
  • возможность параллельно соорудить погреб, подпол;
  • способность выдержать серьезные нагрузки;
  • шанс обойтись без привлечения специализированной строительной техники.

На минусы из-за отсутствия альтернатив закрывали глаза:

  • серьезные ограничения по грунтовым условиям участка;
  • колоссальные подготовительные земляные работы;
  • высокая стоимость, как уже говорили выше;
  • подверженность морозному пучению;
  • капризность к условиям созревания;
  • предрасположенность к процессам усадки.

Инженеры не дремлют, не зря едят свой хлеб, поэтому в частное малоэтажное строительство врывается альтернативная современная технология. Именно – забивные железобетонные сваи. В своей основе они имеют ровно те же строительные материалы, что и монолит. Однако позитивно меняют соотношения преимуществ и недостатков. Из недостатков остаются лишь:

  • необходимость привлекать спецтехнику;
  • сложность в организации подвального помещения.

Тем временем плюсов значительно больше:

  • созревание на производстве позволяет сразу приступать к строительству дома;
  • качество конструкции легко проверяется перед монтажом, закрепляется после;
  • универсальность в отношении почвенных условий и ландшафтных перепадов;
  • независимость от сезонных подвижек;
  • высокая несущая способность;
  • срок службы превышает вековой срок;
  • отсутствие подготовительных земляных работ, сохранение естественного состояния участка;
  • быстрота возведения;
  • экономичность.

Последний пункт достигается в основном путем сокращения объемов строительных материалов. “А почему бы и нет” – подумает любой рациональный застройщик, если мы не теряем несущей способности и срока службы.

Как вязать арматуру для фундамента Эндбери

Зачем бетону металлический скелет?

Фундамент отблагодарит вас долгим сроком службы, если вы распределите нагрузку на него максимально равномерно. Но может ли в каждой части дома сохраняться пропорционально одинаковый вес? Может ли грунт в отдаленных друг от друга местах вести себя идентично? Согласитесь, с малой вероятностью.

Сам по себе бетон способен сопротивляться осевому сжатию. Но слаб в отношении растяжения. И именно стальной каркас, расположенный продольно и поперечно в бетоне, позволяет нивелировать разницу давления. Сталь по природе своей пластична и компенсирует недостатки бетона. Он в то же время защищает металл от ржавчины. Романтичный заботливый союз.

Как должны проходить прутья

Этому пункту посвящен отдельный раздел Строительных Норм и Правил, написанный сложным техническим языком. При необходимости прочитайте его на просторах интернета. Мы же постараемся простыми словами объяснить, какие требования существуют. Монолиты всегда проектируют и монтируют с запасом прочности. Это расчет на дополнительные механические и климатические воздействия. К самому каркасу требования следующие:

  • он не должен мешать технологически правильно произвести заливку смеси;
  • установка должна придерживаться определенного, заданного проектом, шага;
  • все соединения на пересечениях должны быть жесткими, недвижимыми;
  • скелет полностью погружается в смесь для антикоррозийной защиты.

Виды прутьев

Подразделение происходит по:

  • материалу;
  • профилю.

Первый пункт подразумевает использование стали шести классов прочности или композит из различных волокон (углерод, базальт, стекло, арамид). Сталь дороже, но ее удобно сгибать и варить. Композит дешевле, легче и не знаком со словом “коррозия”. Однако согнуть или сварить его невозможно.

Второй пункт подразумевает рельефность прутьев. Гладкий профиль используют для петель и перемычек. Основное армирование делают рельефными, периодическими прутьями. Доказано, что сцепление с бетонной смесью у периодического рельефа лучше.

Побочные инструменты

Прутья соединяются вязальной проволокой. Инструменты для работы с проволокой:

Пистолет. Автоматизированный вязальный пистолет справляется с работой очень скоро. Но с ним не везде подлезть. И проволоки он не экономит. Качественная модель стоит порядка 30 тысяч рублей. Образцы дешевле осилят максимум один средний монолит – и можно выбрасывать.
Вязальный крючок. Визуально – изогнутое крюком шило. Смекалистые монтажники засовывают такое приспособление в шуруповерт, чтобы не крутить проволоку кистями.

Это основные инструменты. Все остальное – самодельные ответвления или коллаборации двух приспособлений.

Как вязать арматуру для фундамента: способы и особенности

Существует множество способов правильно вязать арматуру для фундамента. Самым распространенным является предварительный, когда части каркаса формируются до погружения в опалубку или траншею, соединяясь впоследствии. Но случаются ситуации, когда необходимо произвести монтаж непосредственно внутри формы. В таком случае применяются специфические фиксаторы. Они не позволяют конструкции менять изначальное положение.

Как правильно вязать арматуру для фундамента: дополнительные приспособления

Стальные прутья скрепляются с применением различных материалов. Самые популярные – металлическая проволока или хомуты из пластика. Разберем особенности методов.

Как правильно вязать арматуру для фундамента

Классическим материалом для стыковки считается стальная проволока. Она легко гнется, производится из отожженной низкоуглеродистой стали, имеет темный цвет. Существует оцинкованный аналог светлого цвета. В профессиональном понимании эта модернизация – настоящий маркетинговый ход. Цинковое покрытие применяется для защиты металла от коррозии под воздействием агрессивной среды. Железобетонные конструкции не подвергаются подобному влиянию. Бетон надежно прячет в себе каркас. При правильном монтаже прутья ни на миллиметр не выступают за стенки бетона. Соответственно, к ним не имеют доступ ни вода, ни воздух. Поэтому оцинковка нитей – процесс излишний.

Что касается толщины – двухмиллиметровая слишком сложно изгибается, сечение в один миллиметр легко рвется. Оптимальное сечение варьируется в пределах 1,3 миллиметров.

Существует несколько строительных лайфхаков, помогающих сэкономить:

  • Если купленная проволока плохо гнется, не спешите ее выбрасывать и приобретать новую. Достаточно подержать ее над костром и затем дать остыть.
  • Если обстоятельства позволяют раздобыть ненужную покрышку от отечественного грузовика с металлокордом внутри – разбираем ее или сжигаем, используя нужный материал по новому назначению.
  • Использование пластиковых хомутов с металлическим фиксатором очень удобно в процессе создания каркаса. Речь о тех, что применяются в работе с трубами, кабелями. Ценовая категория практически та же, но немного дороже. Главный существенный недостаток метода – неустойчивость к низким температурам. В зимний период пластик просто растрескается. Преимущество считается привлекательным только при застройке в полосе, в которой не бывает морозов.

    Как правильно вязать арматуру для фундамента: методы и инструменты

    Технология под силу фактически любому, кто занялся строительством. На козелке, другой удобной подставке прутья фиксируются, вязальный материал складывается вдвое. Петля соединяет разрозненные части каркаса при помощи вязального крючка, дрели или специального пистолета, закручиваясь в финале на несколько оборотов. Не стоит делать слишком мало оборотов – тогда сцепление окажется недостаточно жестким. Но и перебарщивать не стоит – возрастет риск разрыва стыковки.

    как правильно вязать арматуру

    Исходя из выбранного метода, материалов и личного удобства, подберите оптимальный ход работы:

  • Возьмите проволоку и согните ее вдвое. После изогните на пальце, образуя третью часть петли. Подложите получившуюся форму под место, которое необходимо связать. Возьмите крючок и засуньте его в петельку. Захватывая свободную часть нитей, прокрутите крюк нужное число оборотов. Оставшиеся концы подгибаем, если необходимо – подрезаем.
  • Второй вариант считается зеркальной копией первого, так как проводится “наизнанку”. Согнутая проволока образовывает петлю, которая прижимается сверху. Оставшиеся свободные части обводят арматурные прутья сзади, петля их подхватывает и закручивает.
  • Сложенная также вдвое нить снова заходит из-под арматуры, вытаскивается наверх, а свободный край обвязывает стыковочное место повторно, соединяясь с петлей.
  • Крюк цепляет петлю, одновременно захватывая противоположный край. Металлическая нить гнется вниз, через крюк. Держа свободной рукой место связки, рабочей рукой тянем готовую петлю вверх, закручивая остатки.
  • Мы перечислили основные методы по проведению работ своими руками. Использование специализированных приборов выполняет те же функции в автоматическом режиме, сокращая трудозатраты и время сборки каркаса. Подобная техника достаточно дорогостоящая, поэтому, как правило, агрегаты либо берут в аренду, либо перепродают. Поищите выгодное предложение перед тем, как принять решение о покупке.

    Особенности армокаркасов забивных железобетонных свай

    Мы уже отметили ранее, что скелет сваи не вяжут, а используют сварку. Но есть еще одна особенность, объясняемая с технологической точки зрения. В момент монтажа верхняя, незаостренная часть ЖБ сваи испытывает колоссальные нагрузки под воздействием многотонного гидравлического молота. Поэтому верхняя часть имеет усиленный скелет.

    Еще одна причина, по которой в этой части больше стальных прутьев и порой даже специальная сетка – возможность обустройства ростверка. Ростверк – монолитная лента, соединяющая оголовки опор в единую монолитную конструкцию. делается она следующим образом:

    По достижении момента отказа все столбы свайного поля размечаются по одному уровню;
    Аккуратно, при помощи угловой шлифовальной машины делаются надрезы в области разметки. Важно, чтобы надрезы не спилили сталь, затронули только бетон;
    В ход идет отбойный молоток, которым отбивается бетон выше среза УШМ;
    Поверх получившейся конструкции монтируется опалубка;
    Захватывая оголенную из свай сталь, вяжется каркас ростверка;
    Заливается бетонный раствор.

    Понимаете, почему важно было усилить оголовки? Распушенная часть становится основой ростверка. В этом видео, помимо юмористической части, можно увидеть процесс срезки: